1002

Что такое бухгалтерский учет

Бухгалтерский учет — это определенная упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Бухгалтерский учет может вестись: главным бухгалтером предприятия, генеральным директором при отсутствии бухгалтера, рядовым бухгалтером или сторонней организацией (бухгалтерское сопровождение).

Объектами бухгалтерского учета являются: имущество организации, обязательства и хозяйственные операции организации,осуществляемые в процессе ее деятельности.

Бухгалтерский учет ведется в соответствии с положениями Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ. Этот закон раскрывает требования к ведению учета, описывает принципы ведения, содержит перечень лиц, обязанных вести бухучет и т.п.

Обычно бухучет ведется в специальных программах. Программа для бухгалтерского учета подбирается в зависимости от потребностей организации, ее оборота и вида деятельности.

Виды хозяйственного учета

Определяют три вида хозяйственного учета: оперативный; бухгалтерский; статистический.

Оперативный учет - предназначен для отражения информации в ее направленности на управление конкретными хозяйственными операциями.

Бухгалтерский учет - необходим для управления производственными коллективами, выявления резервов хозяйственной деятельности и контроля за ними. Главной особенностью бухгалтерского учета является то, что вся информация должна быть документально оформлена.

Статистический учет - выявляет экономические, социальные, демографические и другие аспекты, необходимые для управления на региональном и общегосударственном уровне.

Задачи бухгалтерского учета

Основная задача бухгалтерского учета - формирование полной и достоверной информации (бухгалтерской отчётности) о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности.

На основании такой отчетности становится возможно:

  • предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности;
  • обеспечение финансовой устойчивости организации;
  • контроль соблюдения законов при осуществлении предприятием хозяйственных операций;
  • контроль целесообразности хозяйственных операций;
  • контроль наличия и движения имущества и обязательств;
  • контроль использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов;
  • контроль соответствия деятельности утвержденным нормам, нормативам и сметам.

Бухгалтерский учет

Основные элементы метода бухгалтерского учета

Задачи бухгалтерского учета решаются с использованием различных способов и приемов, совокупность которых называется методом бухгалтерского учета. Он включает в себя следующие основные элементы:

  • документирование - письменное свидетельство о совершенной хозяйственной операции;
  • оценка - способ выражения денежных средств и их источников в денежном измерении;
  • бухгалтерские счета - способ группировки текущего отражения имущества, обязательств и операций;
  • двойная запись - отражение хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета, когда каждая операция одновременно записывается по дебету одного счета и кредиту другого счета на одинаковую сумму;
  • инвентаризация – проверка фактического наличия числящегося на балансе организации имущества и сравнения полученных данных с данными бухгалтерского учета;
  • калькулирование – расчет себестоимости;
  • бухгалтерский баланс - источником информации, представляющий собой способ экономической группировки имущества организации по составу, размещению и источникам формирования;
  • бухгалтерская отчетность – показатели учета, отраженные в форме определенных таблиц и характеризующие движение имущества, обязательств и финансовое положение организаций за отчетный период.

Основные принципы бухгалтерского учета

Существуют определенные основные принципы бухгалтерского учета. К ним можно отнести следующие принципы:

  • принцип автономности – любая организация существует как самостоятельное юридическое лицо;
  • принцип двойной записи;
  • принцип действующей организации - организация функционирует и планирует сохранять свои позиции на рынке в будущем;
  • принцип объективности - все хозяйственные операции должны находить отражение в бухгалтерском учете;
  • принцип осмотрительности - предотвращает возникновение скрытых резервов и чрезмерных запасов, сознательное занижение активов или доходов, либо преднамеренное завышение обязательства;
  • принцип начислений — все операции записываются по мере их возникновения и относятся к тому отчетному периоду, когда была совершена операция;
  • принцип периодичности - регулярное составление бухгалтерского баланса и отчетности за следующие периоды: год, полугодие, квартал, месяц;
  • принцип конфиденциальности;
  • принцип денежного измерения - единицей количественного денежного измерения фактов хозяйственной деятельности выступает валюта страны.

Основные документы бухучета

Учетная политика - вот главный документ, который определяет порядок ведения учета. Все особенности и тонкости бухгалтерского учета прописываются именно в этом документе.

К учетной политике обязательно прилагается рабочий план счетов, который также необходим для ведения достоверного учета.

Все операции регистрируются в учете на основании первичных документов (накладные, акты, счета-фактуры и пр.).

На основании данных учета бухгалтер может формировать различные регистры, оборотно-сальдовые ведомости и т.п.

Возврат к списку