Предприниматели, решившие закрыть бизнес, сталкиваются с многочисленными трудностями. Если предприниматель является работодателем, он обязан расторгнуть трудовые отношения в соответствии с действующим законодательством, в противном случае невыполнение обязательств может привести к судебным разбирательствам. Предпринимателям также важно выполнять налоговые обязательства. Главными причинами ликвидации могут быть добровольное заявление и судебные решения о закрытии или банкротстве ИП. Сегодня предприниматели стали чаще обращаться к системе налогообложения для самозанятых. Когда годовой доход не выше 2,4 миллиона, можно перейти на формальный статус самозанятости. В данной статье рассмотрим частые ошибки при закрытии ИП, а также подробно узнаем порядок действий для предпринимателей, которые решили завершить деятельность.
При закрытии бизнеса важно учитывать наличие сотрудников, налоговые декларации, кассовые аппараты и порядок оформления отчетности. Кроме того, наличие сотрудников может сильно усложнить процесс. Вот некоторые распространенные ошибки, которые допускают предприниматели:
Процесс закрытия состоит из нескольких этапов. Однако, если в найме нет работников, не используется онлайн-касса, можно пройти процесс ликвидации намного проще и быстрее.
Предприниматели без сотрудников должны предоставить в налоговую инспекцию следующую документацию:
Способ подачи закрывающих список данных у каждого владельца бизнеса может отличаться. Сведения будут отправлены в МФЦ почтой через электронные ресурсы ФНС или публичный портал.
Таким образом, требуется подготовить приказы на расторжение трудовых договоров, внести записи в трудовые книжки и подготовить документацию, которая выдается сотрудникам при увольнении (справку 2-НДФЛ, трудовую книжку). Сотрудники также могут получить по запросу иные справки. С каждым приказом и записью сотрудник должен ознакомиться и поставить подпись.
Для этого предприниматели обращаются в ФНС. Услуга также доступна на сайте налоговой в личном кабинете.
Перед закрытием ИП, помимо подачи отчетов, прекращения трудовых и управленческих отношений с работниками, прекращения действия кассового аппарата, также должны быть прекращены отношения с контрагентами, а также исполнены договорные обязательства, погашены или взысканы долги. Эксперты рекомендуют расторгнуть действующие контракты. Кроме того, погасить как собственные долги, так и взыскать долги с другой стороны. Как известно, даже после банкротства предпринимателей долги остаются в собственности бывшего ИП.
По нормам РФ предпринимателям печать не требуется. Но если печать в наличии, следует помнить, что после закрытия ИП штамп становится недействительным. Поэтому лучше уничтожить печать, чтобы снизить риск неправильного использования третьими лицами. Стоит отметить, что уничтожение печати официально устанавливается постановлением, утвержденным комиссией. В него могут входить как родственники, так и знакомые.
Собранную документацию нужно подавать в тот налоговый орган, который зарегистрировал ИП. Электронные подписи необходимы, если заявление о ликвидации отправляются в ИФНС удаленно.
В марте 2020 года ФНС начала предоставлять электронную услугу «Регистрация юридических и физических лиц». Это связано с пандемией коронавируса COVID-19. Эта услуга дает право в электронном виде отправить запрос на закрытие ИП и заполнить регистрационный бланк без использования ЭЦП. К заявке должны быть приложены скан паспорта, информация о выдаче регистрации ИП, серия и номер. После получения заявки налоговая служба выдаст квитанцию, и в течение пяти дней необходимо закрыть ИП, отправив электронное уведомление.
Помните, что после ликвидации ИП физическое лицо не освобождается от уплаты налогов, штрафов, страховых взносов и других долговых обязательств. Если вышеуказанные платежи не завершены, это следует сделать как можно скорее после ликвидации ИП.
Таким образом, ликвидация ИП может показаться непростой задачей. Этот процесс включает в себя много и юридических нюансов. Иногда может даже потребоваться юрист, когда есть сложности с оформлением документации или других моментов. Важно исполнить обязательства, которые требует закон, работодателя перед сотрудниками, а также обязательства налогоплательщика перед праворегулирующими органами, чтобы в дальнейшем избежать проблем.