Маркетплейсы — что это? Простыми словами, это виртуальная площадка для торговли. На ней присутствуют миллионы товаров всех видов, продовольственных и непродовольственных. Покупателям здесь легко и удобно искать, выбирать, покупать нужные вещи, а магазинам проще продавать свои товары, благодаря огромному количеству клиентов.
Маркетплейсы предоставляют для продавцов и покупателей виртуальное место для торговли товарами и услугами. Воспользоваться данной платформой может любой человек. Покупатель создает себе личный кабинет и погружается в мир покупок. Продавец должен принять правила площадки, то есть торговать только разрешенными продуктами, корректно оформлять карточки к изделиям и так далее.
Получается, что маркетплейсы представляют товары клиентам, продвигают магазины с их ассортиментом, размещает продукцию на своих складах и осуществляют доставку заказа до клиента. В свою очередь продавцы организовывают свои магазины на платформе, за счёт своей программы продаж пытаются привлечь покупателей снижением цен, акциями, положительными отзывами клиентов и так далее. Покупатели выбирают товары в разных магазинах, складывают в одну корзину и оформляют заказ, оплачивая одним платежом. После произведенной покупки и получения заказа, они могут оставить отзыв о магазине и площадке в целом.
Преимуществами маркетплейсов можно назвать то, что на одной площадке покупатель имеет возможность найти абсолютно любой товар. Также предлагается расширенный поиск по параметрам и подбор товаров одного вида для сравнения, на некоторых площадках можно создать сравнительные таблицы. Клиенты могут оставлять свои данные продавцу, а также оценивать продукцию и оставлять свои отзывы. Маркетплейс обеспечивает надёжность платёжной системы и безопасность транзакциям, как продавца, так и покупателя. Он же защищает клиентов от мошенников. Товар недолжного качества или не того вида возвращается продавцу, а деньги моментально перечисляются покупателю.
Недостатки у маркетплейсов есть, хотя они не так значительны. Сюда входят большие комиссии с продавцов, что сильно обременяет — особенно начинающих предпринимателей. Магазины зависимы от правил платформы, которые в любой момент могут измениться и сильно ударить по бизнесу. Есть высокая конкуренция, преодолевать которую очень сложно.
Несмотря на некоторые недостатки, продавцам очень выгодно присутствовать на маркетплейсе. Непостижимо огромная клиентская база даже не самый большой выигрыш, есть ещё и другие причины:
Выходя на маркетплейс, стоит учесть несколько рекомендаций:
Сами маркетплейсы зарабатывают на установленных ими комиссиях за хранение, транспортировку, возвраты товаров. Некоторые берут комиссию просто за регистрацию на платформе, расчётно-кассовые услуги и доставку.
Исследования потребительского рынка показывают, что в следующем году резко увеличится рост интернет-торговли, развитие корпоративных маркетплейсов, ожидается присутствие более 50% онлайн-магазинов на таких платформах.