301

Расходная часть финансов на оплату труда во многих организациях — это всегда повод для размышлений, поисков оптимизации, причина споров и просто нелегкое бремя расставания с деньгами в большом объеме. Особняком этот вопрос стоит в тех компаниях, где от сотрудников требуется высокая квалификация, а такие сотрудники требуют соответствующего уровня оплаты. Поскольку, мы говорим о ситуациях, в которых может фигурировать «белая» схема выплат заработной платы, то здесь становится очевидным сопутствующая налоговая нагрузка на работодателя. Какие бы меры оптимизации не применялись, вопрос по-прежнему стоит очень остро и всегда есть искушение пойти на сделку с совестью и обойти эти, мягко сказать, неудобства. О таких мерах «Бухгалтерия для Вас» не рассказывает. Но оптимизация в рамках закона и без ущерба всем участникам трудовых отношений можно предложить иные сценарии, которые для кого-то окажутся подходящими.

Оформить топ-менеджмент компании, как ИП

В подзаголовке неспроста указан сегмент сотрудников — топ-менеджмент. Важно понимать психологию наемного работника в целом, которая всегда имеет особенности, главная из которых — ответственность в зависимости от должности. Если мы имеем узкого специалиста, который выполняет сложную работу, в очень узкой категории задач, то предлагать ему озаботиться вопросами кадровой самоорганизацией будет не совсем верно. Не нужно его отвлекать, скажем так. Но управленцы, директора, менеджеры и другой административный персонал, согласно своей кадровой категории, имеет некую профессиональную предрасположенность к таким изменениям. С точки зрения осознанности и повышения ответственности сотрудников это очень хороший тактический ход — предложить им выйти из формата найма и перейти в формат партнерства, через ИП.

В чем выгода для обеих сторон?

При нехитрой математике, как работодатель, так и работник, могут увидеть очень неприятную цифру — почти 50% — это то, что уплачивается в виде НДФЛ, страховые взносы, ПФР, ФОМС, ФСС. Посчитайте, каждый, на своей позиции, сколько «уходит» денег за год, относительно зарплаты.

При наличии калькулятора, можно также легко посчитать, какие преимущества получат обе стороны при внедрении ИП-отношений. Но...

«Подводные камни» и ответственность

Наивно полагать, что ФНС не обличила данную двухходовку. Эта схема известна уже давно, и само собой, беспринципные предприниматели стали позволять себе заключать подобные трудовые отношения с несколькими десятками ИП в рамках одной компании, зачастую просто обязывая сотрудников выбирать такой формат.

Согласно данным о финансовых отношениях, частоте транзакций, особенностей договора, негласных фактов сотрудничества, можно выявить реальную картину — кто перед нами: сотрудник компании или подрядчик-«ип-шник». Например, взглянув на договор, знающий человек легко отличит переделку трудового договора сотрудника под договор подряда с ИП. Также наличие десятка договоров с ИП, по очевидным специальностям, предполагаемым в штате компании — это очень явный факт принудительной попытки «облегчения» налоговой нагрузки для ФНС. Еще ФНС, в случае подозрений в нечистых намерениях, может допросить сотрудников, и если выяснится, что инициатива была стороны работодателя, то и это может быть причиной для санкций.

Еще один двусмысленный момент: если ИП работает с одним ООО, то это является признаком умышленного нарушения. Оговоримся — признаком, который может заставить наблюдать пристальнее за процессом такого сотрудничества, но закон не обязывает ИП работать с несколькими ООО.

Последствиями выявления такой схемы может стать не только доначисление страховых взносов и НДФЛ на сумму выплат в пользу ИП, но и весьма ощутимые штрафы за нарушение трудового законодательства.

Если вы все же решаетесь на такую механику ведения дел, хотите попробовать, в рамках закона «облегчить» себе жизнь, то действуйте. Для этого важно правильно составить договор, привязать результаты работы к измеримым формулировкам и знать меру. Подробный пошаговый план здесь не публикуем, потому как никого не призываем к такого рода действиям.

«Бухгалтерия для Вас» рекомендует вам использовать классические модели ведения бизнеса, с полностью регламентированным кадровым форматом взаимодействия с сотрудниками. Мы приглашаем вас на консультации, на которых подробно расскажем о всех тонкостях создания экологичной финансовой системы внутри компании.

Возврат к списку